РКП Особый ребенок
С 1 октября 2013 г. в нашем дошкольном учреждении открыта и функционирует группа кратковременного пребывания «Особый ребенок».
Ее посещают дети с ограниченными возможностями здоровья. С этими детьми работают узкие специалисты: психолог, инструктор физического воспитания, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования. Дети посещают сенсорную комнату, музыкальный зал, физкультурный зал, Арт- Студию, кабинет психолога. Находятся они с 9.00 до 12.00 часов.
Сенсорная комната (комната психологической разгрузки) представляет собой особый мир, в котором дети испытывают необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощаются, расслабляются и отдыхают от негативных воздействий внешней среды.
Использование таких факторов как световые и цветовые, музыкально-звуковые эффекты, способствует быстрому достижению состояния релаксации, у детей снижается нервное и мышечное напряжение, возникает состояние расслабленности, умиротворения и защищённости, что является благоприятным фоном для коррекционной работы с детьми.
Вместе с тем, различные эффекты сенсорной комнаты удерживают внимание детей, возбуждают интерес и исследовательскую активность.
Занятие в сенсорной комнате имеет следующие три основные части:
- вводная (ритуал приветствия, разминка);
- основная (релаксация, игра);
- завершающая (подведение итогов, ритуал прощания).
Организация работы
Цель: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья с помощью мультисенсорной среды.
Задачи:
1) профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
2) создание положительного эмоционального состояния;
3) формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;
4) облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;
5) формирование адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии;
6) развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом (у детей);
7) развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления (у детей).
Количественный состав группы: 3-4 человека или индивидуально.
Противопоказания: соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога), аллергия, инфекционные заболевания.
Принцип комплектования группы: добровольное участие.
Методики работы:
1) цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);
2) звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);
Структура занятия:
- Ритуал приветствия.
- Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление.
- Входящая диагностика (наблюдение; беседа).
- Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, мышечная релаксация).
- Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты).
- Выходящая диагностика (наблюдение, беседа).
- Обобщение. Ритуал прощания.
Предполагаемый результат: приобретение навыков произвольной саморегуляции, снижение тревожности, сформированность умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих, умение взаимодействовать в группе, достижение состояния расслабления.